Фрагмент для ознакомления
2
Введение
За рубежом тема девиантного (отклоняющегося) поведения сформировалась как отдельная самостоятельная научная отрасль социологии и психологии. В то время в России она не имеет такого широкого теоретического и практического опыта: на данный момент, она находится лишь на начальной стадии своего становления и развития.
Однако, на данном этапе ни у зарубежных, ни у отечественных авторов пока не имеется единой точки зрения относительно данного термина. Одни исследователи говорят о том, что в это понятие должны входить любые отклонения от социальных норм и правил, другие считают, что необходимо включить в данное понятие лишь нарушение исключительно правовых норм, третьи – говорят о множестве видов социальной патологии (убийство, наркомания, алкоголизм и т.п.), четвертые - социальное творчество. Как следствие не имеется единой точки зрения касательно данного явления .
Дело в том, что понятие девиантное поведение как правило связано с определенным несоответствием или отклонением от общепринятых норм, действий, видов деятельности, присущих обществу или группе, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям и т.д.
Девиантным называют поведение, которое не отвечает нормам и ролям. При этом одни учёные предпочитают в качестве предполагаемых рамок («нормы») использовать ожидания принятой формы поведения, а другие эталоны, образцы поведения. Некоторые думают, что девиантным могут быть не только действия, но и идеи, взгляды отличные от общественных.
Учёные уже давно обратили внимание на то, что под словосочетанием «девиантное поведение» понимаются как конкретные действия определенного человека, так и относительно массовое и устойчивое социальное явление.
Целью данной работы является рассмотрение девиации и девиантного поведения в социологических теориях.
Задачи:
- дать общее представление о девиантности;
- рассмотреть теории аномии Э. Дюркгейма, Р. Мертона;
- описать девиацию в концепции З. Фрейда;
- изучить девиацию в теориях Селлина, Миллера, Сатерленда, Беккера;
- описать этогенический подход Р. Харре ;
- проанализировать девиацию в концепции Р. Харре;
- описать сущность и причины маргинальности;
- изучить маргинализацию в современном российском социуме.
Объект исследования – девиация и девиантное поведение. Предмет исследования – особенности рассмотрения девиации в различных социологических подходах.
Глава 1 Представление о девиантном поведении: разнообразие социологических теорий
1.1 Общее представление о девиантности
Поскольку девиантным считается поведение, которое не соответствует социальным нормам и требованиям, при этом не стоит забывать, что они различны не только в разных обществах и в разное время, но и у разных групп в одном и том же обществе в одно и то же время (правовые нормы и «воровской закон», нормы взрослых и молодёжные нормы, правила поведения «богемы» и т.п.), так как понятие «общепринятая норма» весьма расплывчато и относительно, и как следствие, относительно и девиантное поведение . Исходя из всего вышесказанного о самых общих представлениях о девиантном поведении, определим его как:
1) Поступок, действия человека;
2) Социальное явление.
Психологические устои и методы изучения такого нелегкого и весьма любопытнейшего явления, каким является девиантное поведение, создавались преимущественно в психоаналитических и социальных школах и использовался большой набор методов распознавания, описания и исследования
Основные виды девиантного поведения – это преступность и не уголовные случаи поведения, отклоняющегося от общественных норм и правил, которые также могут представлять определенную общественную опасность. Имеющаяся связь преступности и аморального поведения заключается в том, что перед совершением какого-либо преступления, обычно, существует какая-то разновидность девиантного поведения в форме пьянства, наркомании, беспорядочность половых отношений и пр.
Девиантное поведение теоретически можно разделить на две группы. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т. е. присутствие у человека какой-либо патологии психического характера. Данную группу, во-первых, преимущественно наполняют лица, которых условно можно отнести к третьей группе характеров, т. е. астеников, шизоидов, эпилептоидов, или других людей, имеющих психические отклонения. Во-вторых, в эту группу попадают лица с акцентуированными характерами, которые также имеют психические отклонения, но они в свою очередь протекают в пределах нормы .
Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общества и проявляющееся в различных формах социальной патологии-пьянстве, наркозависимости, проституции и пр. Данный вид девиации проявляется в виде проступков или преступлений. Эти проступки малозначимы и как правило не приносят сильного вреда обществу и его отношениям, но лица, совершившие их, подвергаются наказанию исходя из норм законодательства той страны, где эти проступки совершаются.
К основным субъектам, имеющим форму девиантного поведения можно отнести лиц, страдающих определенными психическими патологиями и склонных на этой основе к аморальному поведению, попыткам членовредительства и суицидальной наклонности.
К социальной форме патологии можно отнести наркоманию и токсикоманию, бытовое пьянство и алкоголизм, проституцию, бродяжничество и другие виды правонарушения.
Девиация сочетает многие социальные и психологические факторы, поэтому в анализе девиантного поведения немаловажное место занимает социально-психологический подход.
1.2 Теории аномии Э. Дюркгейма, Р. Мертона
Э. Дюркгеймом была предложена теория аномии, раскрывающая значение социальных и культурных факторов девиации. Основная причина девиации – аномия - «отсутствие регуляции» или «безнормность».
В социуме есть социально одобряемые цели и социально одобряемые средства, чтобы данные цели достигать. Общественные правила играют важную роль в регуляции общественной жизни. Благодаря нормам люди понимают, как можно, а как нельзя поступать, у них есть определенные ожидания от других людей. Жизненный опыт людей соответствует ожиданиям, которые обусловлены социальными нормами.
Но во время перемен в обществе, кризисов (инфляция, войны, катастрофы и др) жизненный опыт перестает соответствовать идеалам, которые выражены в общественных нормах. В итоге люди запуганы и дезориентированы. Данное состояние Дюркгеймом названо «аномией» (безнормность, разрегулированность). Общественные нормы в таком состоянии не действуют, нет ориентации . Это инициирует девиантное поведение. На сегодня к теории аномии применяют понятие «социальной дезорганизации» - это состояние в социуме, когда ценности, нормы культуры отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу.
Социальная дезорганизация может быть вызвана смешением религиозных, этнических, расовых групп, у которых разные верования, культурные нормы.
Теория Роберта Мертона.
В 1938 году Роберт Мертон пересмотрел концепцию аномии Э. Дюркгейма . Социологом было определено, что причины девиации – это разрыв между культурными целями социума и социально одобряемыми средствами их достижения.
Мертон выделил несколько типов поведения людей в обществе.
Первый тип поведения – конформизм – представляет собой согласие с социальными целями и законными средствами их достижения. Цель достигается законными средствами. Это недевиантный тип поведения.
Второй тип поведения – инновация – согласие с целями, которые ест в культуре, но отрицание социально одобряемых способов достижения целей.
Это самый опасный вид девиантного поведения. Такая личность использует новые, но незаконные виды достижения цели. Чтобы стать богатым, человек может вымогать деньги, заниматься сбытом наркотиков и т.д. Такие личности формируются в обществе, которое не может обеспечить человеку достойный образ жизни.
Третий тип поведения – ритуализм – отрицание целей культуры, но использование социально одобряемых средств. Это нарушения чиновников-бюрократов, которые абсолютизируют формальные процедуры.
Четвертый – ретриатизм (бегство от действительности) – отвергаются и цели и социально одобряемые средства их достижения. Это маргинальные слои населения, бродяги, которым не нужны безопасность, престиж.
Пятый тип поведения – бунт – отрицание средств и целей. Формируется новая идеология, ценности и ориентации.
1.3 Девиация в концепции З. Фрейда
З. Фрейд не является тем, кто первым открыл бессознательное, как часто полагают исследователи бессознательного . З. Фрейд уделял особое внимание бессознательному вследствие постоянного наблюдения за невротиками, анализа сновидений. Для него бессознательное не было абстрактным понятием, связанным с демоническими терминами, без содержания. Фрейд изучал бессознательное как что-то реально психическое, которое обладает своими особенностями и имеющее вполне определенные содержательные свойства. Конкретизация и описание процессов бессознательного являлось важным элементом исследовательской и терапевтической деятельности З. Фрейда. Он раскрыл особенности работы процессов бессознательного, конкретизировал формы проявления бессознательного психического в жизни человека, стремился выявить позитивную часть бессознательного в психике. Он обращал внимание на те свойства бессознательного, которые говорили о самобытности и специфичности данной области психики человека, которая отличалась от сознания. Анализ бессознательного реализовывался З Фрейдом не отдельно,а в контексте с изучением сознания. Для психоаналитика быть сознательным означает иметь непосредственное и надежное восприятие .
З. Фрейд исходил и того, что любой процесс в психике существует сначала в бессознательном, и только потом оказывается в сознании. Этот переход не всегда является процессом, так как не все акты психики производятся сознанием. Некоторые, и даже многие процессы остаются в бессознательном и не находят возможности выйти к сознанию.
По мнению основателя психоанализа, бессознательное представляет собой большую переднюю, в которой располагаются все движения души. Сознание же представляет собой узкую комнату, которая примыкает к бессознательному. На пороге между передней и комнатой стоит страж, который не только пристально разглядывает каждое движение души, но и
Фрагмент для ознакомления
3
1) Батуренко С. А., Социологическая теория социальной стратификации и трансформационные процессы в современной России // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. — 2016. — № 3. — С. 92-108.
2) Бусыгина Н. П. «Дискурсивный поворот» в психологических исследованиях сознания // Консультативная психология и психотерапия, 2010, 1, с. 55-82
3) Гринберг Р., Потребности и ресурсы // Знание-сила. — 2019. — № 4. — С. 53-60
4) Дорфман Л. Я., Метаиндивидуальная модель деструктивности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2017. — Т. 14, № 1 (январь-март). — С. 105-122.
5) Ермакова С. Н. Дауншифтинг: социально-психологический феномен //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 6 (112). С . 97-107
6) Кравченко С. А., Сосуществование рискофобии и рискофилии — проявление "нормальной аномии" // Социологические исследования. — 2017. — № 2. — С. 3-13.
7) Кузьменков В. А., Криминальная аномия как социальная проблема // Социологические исследования. — 2019. — № 1. — С. 96-105.
8) Лейбин В. М. Психоанализ. Психоанализ: Учебное пособие. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008.
9) Мешкова Н. В., Креативность и девиантность: связь и взаимодействие // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2018. — Т. 15, № 2 (апрель-июнь). — С. 279-290
10) Мещерякова Н. Н., Особенности аномии в российском обществе // Власть. — 2014. — № 4. — С. 31-35
11) Перспективы реализма в современной философии : [сборник трудов]. — Москва : Канон+ РООИ "Реабилитация", 2017. — 463 с.
12) Ребель Г. М., Чему учит Географ : роман перм. писателя А. Иванова "Географ глобус пропил" // Литературное краеведение Прикамья : материалы науч.-практ конф. 25 апр. 2006. Пермь, 2006.
13) Романова Л. А. Теория социального конструирования и композитные перформативы // Вестник ВолГУ. Серия 2: Языкознание. 2009. № 2. С. 59-65
14) Свищева А. Н., Теории референтных групп и революции: общая теоретическая матрица относительной депривации // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. — 2018. — № 3. — С. 24-40
15) Сердюков Б. В., Семейно-родовая память в современной России: пути преодоления социальной аномии // Социальная политика и социология. — 2017. — Т. 16, № 5. — С. 125-132
16) Силантьев Р. А., Основы деструктологии : учебник. — Москва : Общество развития русского исторического просвещения "Двуглавый орел" [и др.], 2020 [т.е. 2019]. — 204, [3] с.
17) Суханова М. И., Коллективная память как область общественного сознания // Вопросы философии. — 2020. — № 7. — С. 25-29
18) Терещенко О. В., Социально-философские аспекты анализа процесса криминализации современного общества // Социально-гуманитарные знания. — 2019. — № 3. — С. 322-330
19) Тихонова Н. Е., Особенности идентичностей и мировоззрения основных страт современного российского общества // Мир России. — 2020. — № 1. — С. 6-10
20) Турушева Ю. Б. Особенности нарративного подхода как метода изучения идентичности // Психологические исследования. 2019. Т. 7, № 33. С. 6-10
21) Фокина Н. И. Современная западная философия. – М., 2009.
22) Фрейд З. «Я» и «Оно»: в 2 т. – Тбилиси, 1991.
23) Шнейдер Л. Б., Девиантное поведение детей и подростков. — Москва : Академический Проект, 2020. — 336 с.
24) Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: Пер. с польск. СМ. Червонной / П. Штомпка – М.: Логос, 2005.
25) Шульц Е. В., Современное состояние преступности бездомных в России // Право и государство: теория и практика. — 2020. — № 6. — С. 102-105